Здравствуйте, гость ( Вход |

Регистрация
Статистика Форума
Последние обновленные темы

В соответствии с Законодательством РФ о правах на авторскую собственность, музыкальные файлы, представленные на форуме, предназначены исключительно для частного прослушивания в ознакомительных целях. Все права на альбом принадлежат их владельцу. После прослушивания загруженного файла вы должны его удалить и приобрести лицензионный диск . Создатели сайта, форума и данного релиза не несут ответственность за действия посетителей после загрузки данного альбома.
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Русский шансон » О жанре русский шансон » Классификация направлений жанровой песни (Классификация направлений жанровой песни)
Классификация направлений жанровой песни
ВитязьДата: Воскресенье, 15.01.2012, 00:30 | Сообщение # 1
Сообщений: 1678
Репутация: 4518
Статус: Offline
Классификация направлений жанровой песни
(Совместная статья с Консулом, написано специально ко дню рождения сайта "Синдикат шансона")
Жанровая или блатная песня, которую сегодня принято называть русским шансоном, на пути своего развития претерпевает массу изменений, в процессе адаптации к переменчивым социальным, политическим, экономическим и пр. условиям. На сегодняшний день гораздо проще создать книгу или снять документальный фильм о жанровой песне, чем дать ей точное определение и привести чёткую, аргументированную классификацию её направлений. Даже наиболее оптимистично настроенные поклонники русского шансона смирились с мыслью, что жанр находится в состоянии кризиса, и когда он выйдет из него – неизвестно. Тем не менее, настоящий жанр в лучших его традициях никуда не исчез, он как и прежде не публичен и не признан на официальном уровне. Очевидно, он сознательно ассимилируется в потоке низкопробной музыкальной продукции. Среди вороха откровенной халтуры и музыкального ширпотреба человеку, открывающему для себя жанр, довольно непросто найти для себя что-либо действительно интересное и качественное.
По нашему убеждению, умение правильно идентифицировать направления жанровой песни и смежные ей жанры (которые зачастую отождествляются) даёт возможность избежать различного рода заблуждений, искажений в понимании жанра как основного музыкального направления, части нашего культурного наследия. Классификация должна производиться на основе нескольких критериев. Каждый из них по-своему раскрывает сущность жанровых направлений, в результате возникает возможность получить наиболее полное и объективное представление как о жанре в целом, так и об отдельных его направлениях.
Первый критерий – исторический, позволяет классифицировать жанр по его исторически обусловленным этапам развития, характеризующимся видоизменениями его формы и содержания. Согласно этому критерию жанровая песня делится следующим образом:
1. Каторжные, острожные песни (до сер. ХIХ в.)
Острожные, каторжные песни составляли существенную часть песенного репертуара в народной традиции и до сер. ХІХ в. являлись частью народного фольклора. Как самостоятельное музыкальное направление жанровая песня выделилась из обширного пласта песен воли-неволи (разбойные, острожные, каторжные и др.) не позднее середины XIX века.
2. Ранняя жанровая эстрада (1890-е - 1920-е)
В конце ХIХ – начале ХХ века блатная песня на волне повышенного интереса публики к «миру отверженных» проникла на эстраду. В амплуа «босяков» на кафешантанных и садовых эстрадах выступало множество одетых в живописные лохмотья куплетистов, исполнителей сатирических, комических, «жанровых», «одесских» и др. песенок и сценок, комические дуэты, квартеты. Наибольшую известность в «босяцком» жанре приобрели С. Сарматов, Ю. Убейко, С. Ершов (Сокольский). В том же жанре, но уже с «жалостливыми» «песнями улицы» с успехом выступали А. Загорская, а также певицы, скрывшие свои имена под характерными сценическими псевдонимами Ариадны Горькой, Тины Карениной и просто Катюши Масловой. Юлиус Хартевельд с 1906 по 1909 г.г. собирал в Сибири тюремные песни, песни сибирских каторжников, публиковал их, исполнял на концертах. Интерес к ним в обществе, "беременном революцией", был большим. Их с удовольствием слушали студенты, либеральная интеллигенция и мелкие буржуа, не брезговали ходить на концерты собирателя каторжного фольклора и маститые композиторы, искавшие новые музыкальные темы для своих произведений. В 1909 г. Гартевельд издал в Санкт-Петербурге 12 обработок песен каторжан на грампластинках, сопроводив их своей брошюрой. Жанр «песен каторги и ссылки», «песен неволи» нес в себе элементы социального протеста. В театрализованном исполнении тюремных песен специализировались многие эстрадные певцы, вокальные дуэты и квартеты (наиболее известны квартеты «сибирских бродяг» А. Гирняка и Т. Строганова). Со временем социальная тематика все чаще отходила на задний план, вытесняемая «жестоким» романсом и откровенной блатной песней. Свою лепту в поэтизацию на эстраде уголовных нравов внесли и вошедшие тогда же в моду экзотические «танцы апашей», в подражание которым на эстрадах рабочих предместий появляются песенки и сценки, повествующие о «героях» отечественного блатного фольклора.*
3. Песни гражданской волны и золотого НЭПа (1920-е - сер. 1930-х)
Наиболее широкое распространение на эстраде блатная песня получила в годы гражданской войны и НЭПа. Разгул бандитизма и преступности, громкие «подвиги» Мишки Япончика, Леньки Пантелеева и сотен других уголовников наводили ужас на обывателя. К этому надо добавить беспризорщину, общую неустойчивость жизни угарную атмосферу ресторанов, богемно-артистических подвалов и прочих питейных заведений, бывших зачастую одновременно и воровскими притонами. Все это создавало необычайно благоприятные условия не только для расцвета блатного фольклора, но и для создания в литературе, театре и на эстраде привлекательного для многих образа бесшабашного и удачливого вора, «фартового мальчика», «аристократа», умеющего не только весело и «красиво» грабить, убивать и «отрываться от лягавых», но и «красиво» любить и страдать. В начале 20-х гг. именно этот образ утверждается на эстраде в «песнях улицы» Н. Загорской, с успехом выступавшей на лучших площадках, в репертуаре комического «Квартета южных песен» Н. Эфрон, с легкой руки которого «пошли в народ» «Алеша — ша!», «Ужасно шумно в доме Шнеерзона» (текст М. Ямпольского), «Жора, подержи мой макинтош» и прочие образцы «одесского фольклора». С конца 20-х гг. самым популярным исполнителем такого репертуара вольно или невольно становится Л. Утесов. Уже в первой программе созданного им Теаджаза (1929) прозвучали сразу же ставшие своеобразной «классикой» песни «С одесского кичмана» и «Гоп-со-смыком». В 1932 эти песни были записаны на грампластинку и получили широчайшую известность, положив начало тому, что было презрительно названо критикой «утесовщиной». После этого Утесов уже никогда не пел блатных песен в их подлинном, неотредактированном виде, но тем не менее какое-то время не мог и полностью отказаться от них, понимая, что именно они составляли в те годы основу его растущей популярности как эстрадного певца. Поэтому вскоре в репертуаре Теаджаза, а затем и на грампластинке (1934) появляются переработанные, снабженные новыми, вполне «нейтральными» текстами (но легко узнаваемые!) «Мурка» («У окошка») и «Подруженьки». На правах образной характеристики уголовного мира блатная песня вошла во многие театральные постановки («Республика на колесах» Я.Мамонтова (1928), «Аристократы» Н.Погодина (1934) и др.) и кинофильмы («Путевка в жизнь» (1931), «Котовский» (1943) и т.д.).*
4. Песня раннего подполья, эмигранты І волны (сер. 1930-х - 1950-е)
Вадим Козин, Александр Вертинский, Пётр Лещенко, Константин Сокольский… Их песни звучали чуть-ли не в каждом доме в двадцатые, тридцатые, сороковые годы прошлого века. Не секрет, что песни русского зарубежья были в те далёкие годы под негласным запретом. Главрепертком составлял списки грампластинок, запрещённых к ввозу в Советский Союз, причём списки эти не подлежали разглашению. К примеру, официальная советская пропаганда во времена Сталина характеризовала Петра Лещенко таким образом: «Самый пошлый и безыдейный белоэмигрантский кабацкий певец, запятнавший себя сотрудничеством с немецко-фашистскими оккупантами». Тем не менее, такие пластинки имели большую популярность, поэтому привозили их практически все, кто мог свободно ездить за границу - моряки дальнего плавания, спортсмены, артисты, дипломаты, партийные работники. Но иногда, несмотря на различные ухищрения, таможня перехватывала часть контрабанды. Пластинки, удачно прошедшие испытание таможней, продавались из-под полы за хорошие деньги. Так, под безобидной этикеткой «Марша танкистов» или «Орлёнка» нередко скрывались чрезвычайно популярные, но запрещённые танго, фокстроты – шедевры русского песенного творчества, интерес к которым не иссякает по сей день. Ещё до войны в Ленинграде была создана "Экспериментальная фабрика грампластинок" во главе с инженером Владимиром Заикиным. Фабрика выпускала пластинки певцов русского зарубежья в переписи с рижских пластинок. Предназначение - для личного пользования партийных чиновников и их семей. Сейчас эти пластинки - большая редкость. Их можно узнать по толщине, тяжести и по этикетке, выполненной фотографическим способом или написанной от руки женским почерком на сероватой или голубоватой бумаге.**
5. Музыка на рёбрах (1950-е - 1960-е)
Про т.н. "песни на рёбрах" слышали, наверное, все. Но сегодня далеко не каждый представляет себе, как это выглядит, а, тем более, как это звучит. Для этой записи использовался материал, который назывался "триацетатная плёнка" (основа рентгеновского снимка), хотя на заводах по производству таких плёнок можно было достать эту основу чистой (без эмульсии). Запись проводилась при скорости 78 об.\мин. Данные пластинки надо было аккуратно воспроизводить на патефонах и граммофонах из-за мягкости материала и склонности к прорыву пластинки. Для записи таких пластинок использовались трофейные аппараты "Zonder" или самодельные ламповые аппараты. В 1980-х годах эти аппараты были заменены транзисторными аппаратами, работающими на скорости 33 об.\мин. Серийно эти аппараты выпускались Киевским Экспериментальным заводом радиоаппаратуры (КЭЗРА) и назывались они АМЗ-3, АМЗ-3.1, АМЗ-5.
В конце 1950-х годов начался массовый рост количества радиохулиганов, пик развития данного явления пришелся на 1965-1975 годы. Радиолюбители собирали самодельные передатчики (их еще называли «шарманками»), работающие на волнах среднего диапазона, и выходили в эфир. Для многих это был чуть ли не единственный способ послушать песни, которые были в то время «вне закона». Приемники использовались и старые ламповые, и начинавшие появляться транзисторные. Мощности самоделок хватало, принимать сигнал в пределах небольшого города, и даже в прилегающих городах. Качество приема, по теперешним меркам, было невысокое. Нелегально выходивших в эфир радиолюбителей называли радиохулиганами. Включив радиоприемник на средних волнах, можно было принимать множество радиостанций, транслирующих самую различную музыку: от «Beatles» и «Deep Purple», до неизвестных самодеятельных исполнителей песен собственного сочинения под гитару, баян и пр. Если говорить о жанровой песне, то радиохулиганские эфиры широко популяризировали таких исполнителей, как Александр Спиридонов (Комар), Эрик Кролле, Александр Шамин, Саша Ахтырский (Белостоцкий), Стас Сорокин, Михаил Светлов, Серж Никольский и др.
6. Золотой магнитиздат (1960-е - сер. 1980-х)
«Интеллигенция поёт блатные песни…» - именно так известной фразой Евгения Евтушенко можно коротко охарактеризовать данный период развития жанра. Под запретом оказались не только антисоветские, лагерные, дворовые песни, но и всё, что не способствовало активному формированию духовного облика строителя коммунизма, не воспитывало в советских людях высоких моральных качеств, преданности коммунистическим идеалам, чувства гражданственности, социального патриотизма и социалистического интернационализма. А если серьёзно – то система стремилась «планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты». Разумеется, контролировать столь мощный, непреодолимый поток продуктов самодеятельного, подпольного творчества система, несмотря на всю свою мощь, была не в состоянии. Актёры театра и кино, инженерно-технические работники, партийная элита и даже академики – мало кто мог отказать себе в удовольствии послушать, а иногда – и самому исполнить запрещённый, подпольный репертуар. Справедливости ради необходимо отметить, что в среде рабочего класса, «простого люда» блатные песни пользовались не меньшим успехом. Аркадий Северный, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Владимир Сорокин, Константин Беляев, Виталий Крестовский, Алик Берисон, Гриша Бальбер, Алик Фарбер (Ошмянский), Александр Розенбаум, Александр Новиков, «Братья Жемчужные», «Черноморская чайка», «Магаданцы» и т.д. – это далеко не полный список наиболее ярких представителей жанровой песни, их песни получили широкое распространение именно благодаря т.н. феномену советского магнитиздата, когда самодеятельные магнитофонные записи, по сути, являлись единственным носителем андерграундного творчества, запрещённого на официальном уровне. Что касается т.н. «эмигрантов», то виниловые диски Ивана Реброва, Бориса Рубашкина, Теодора Бикеля и др. также пользовались успехом и имели широкое хождение благодаря подпольной звукозаписи, а за откровенно антисоветские вещи, как например легендарная пластинка «Gulag Song» Славы Вольного (ФРГ, 1974) – можно было нарваться на неприятности с законом.
7. Песни перестройки, эмигранты ІІІ волны (сер. 1980-х - нач. 1990-х)
В конце 1970-х – начале 1980-х годов, не «за туманом», а в поисках длинного рубля (точнее доллара), или же в поисках убежища от преследований, а в некоторых случаях – и с целью реализации своего творческого потенциала, «девятым валом» накатила на Соединённые Штаты третья волна русской эмиграции. Вилли Токарев ( анс. «Дружба») – эмигрировал в США в 1974 г., где «прошел долгий путь от разнорабочего, почтальона и таксиста до кумира русскоязычной эстрады и звезды тогдашнего «Брайтона». Анатолий Могилевский (солист ВИА «Самоцветы») эмигрировал в США в 1978 г. Михаил Шуфутинский (руководитель ВИА «Лейся, песня») – в 1981 г., а Михаил Гулько – в 1980-м. За плечами этих, и многих других исполнителей на тот момент уже был большой опыт работы на эстраде, а в случае Михаила Гулько – это т.н. ресторанная школа, а также концерты в тюрьмах и лагерях (которые в последствии легли в основу мифа о лагерном прошлом певца). Именно поэтому записи данного периода – это образцы исполнения классических блатных песен, а также новых на тот момент авторских песен Вили Токарева, Александра Розенбаума и др., ставших на сегодняшний день классикой жанра. Культовыми стали такие жанровые работы, как «В шумном балагане», «Над Гудзоном», «Золото» Вили Токарева, «У нас в Одессе это не едят» Анатолия Могилевского, «Синее небо России», «Сожженные мосты» Михаила Гулько, «Побег», «Атаман» Михаила Шуфутинского и др. Большую популярность имели записи Бориса Сичкина, Любови Успенской, Григория Диманта, Майи Розовой, Владислава Медяника и т.п.
Наиболее яркими представителями песен перестройки являются Владимир Асмолов, Николай Тюханов, Анатолий Полотно, Александр Бычков, Алексей Ширяев, Борис Берг, Борис Драгилев. Основной характеристикой репертуара тех лет является остросоциальная направленность песен, критика власти. Характерной особенностью песен перестройки является юмор, самоирония, которые, по сути, и помогли народу выжить в столь непростые времена. А вот лагерно-тюремная тематика, напротив, была несколько сглажена, согласно требованиям того времени. В жанре широкое применение получило электронно-синтезаторное звучание.
8. Криминальный шансон (1990-е - нач. 2000-х)
И вот настало время, когда падению страны сопутствовало падение всяческих запретов. Подобно временам НЭПа, в странах СНГ «процветали» бандитизм, нищета, произвол. Всё это, наряду с отсутствием цензуры способствовало появлению в жанре нового течения, его, между прочим, так и называли – «криминал». Если в 1960-е – 1970-е годы подавляющее большинство жанровых исполнителей были представителями интеллигенции, то в 1990-е – это были в большинстве своём люди простые, «из народа», рабочих профессий, без высшего образования, иногда – с уголовным прошлым. Манера исполнения в большинстве случаев была приблатнённой, с характерной хрипотцой. Тексты поражали своей простотой и точностью, с которой самодеятельные авторы освещали злободневные проблемы общества – без каких-либо прикрас, но почти всегда с точки зрения человека, имеющего отношение к уголовному миру. В середине 1990-х годов началась коммерциализация песен криминала. Сначала это музыкальное направление начали отождествлять с т.н. «русским шансоном». Успех был ошеломляющим – альбомы Михаила Круга, Сергея Наговицына, Ивана Кучина и др. подобных исполнителей расходились рекордными тиражами на кассетах, а позже – на CD. Выпускающие компании соревновались между собой за получение прав на тиражирование альбомов народных «шансонье», бесчисленным количеством на прилавки вбрасывались сборники «русского шансона». Но «шансонье» на тот момент было не так уж и много, а преуспевающий лейбл стремился к расширению рынка сбыта продукции, в результате чего под видом «русского шансона» начали выпускать продукцию совершенно не относящихся к нему музыкальных направлений, что на сегодняшний день привело к неразберихе и захламлению жанра. В итоге под словосочетанием «русский шансон» каждый понимает то, что ему больше нравится, и при этом каждый прав.
9. Поп-шансон (нач. 2000-х - настоящее время).
Возникновение этого направления так же вполне закономерно. Если 1990-е годы были характерны развалом государственности, то в 2000-х ситуация изменилась, на смену развалу и анархии начал приходить элементарный порядок. Но жанровая песня никогда не вписывалась, и не будет вписываться ни в какую систему, будь по социализм, капитализм или конституционная монархия. Она по определению является андеграундной, идущей вразрез массовой культуре. Для неё характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, иногда - отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций. Однако времена запретов и цензуры остались позади, казалось бы, государство лишено рычагов воздействия на столь неудобное и невыгодное музыкальное направление. Поэтому система, в своём стремлении подавить блатную песню пошла по другому пути. Был запущен Процесс Подмены Понятий. Обществу навязан стереотип, что «русский шансон» – это просто хорошая песня, и не более того. Поэтому в действие были запущены проекты типа Андрея Бандеры, Рады Рай, Стаса Михайлова. Наверняка им самим невдомёк, почему кто-то так настойчиво и упорно отождествляет их с абсолютно чужим для них «русским шансоном». Цель очевидна – если что-то мешающее нельзя уничтожить, то его надо просто изменить так, чтобы оно не мешало, т.е. разрушить изнутри. Именно поэтому подавляющее большинство исполнителей, которые раньше считались мэтрами жанра, так резко сменили репертуар. Кто-то ударился в безобидную лирику, кто-то в откровенную попсу, кто-то полез в философские дебри, но все в один голос заявляют: время не стоит на месте, оно меняется, меняются и наши песни.
Самое интересное, что блатная песня в неизвращённом её понимании никуда не исчезла, продолжает своё развития. Как и прежде, она под негласным запретом – полностью отсутствует на радио, телевидении, а приобрести компакт-диски исполнителей, неизменно работающих в этом жанре, довольно непросто. Но в интернете пока существует возможность ознакомиться с их творчеством. Как правило, обсуждаются подобные записи не особо бурно, большого резонанса не имеют, т.к. подавляющее большинство публики интересуется в первую очередь т.н. поп-шансоном - тем, что им навязывают. Такой эффект достигается путем бесперебойной трансляции по радио и телевидению, плановыми концертами, фестивалями, церемониями типа «Шансон года» и пр., ведь слугам системы хорошо известен закон, согласно которому именно предложение порождает спрос, а не наоборот. Вот так и поднимают на поверхность весь этот ширпотреб, который, как известно, не тонет, а интересные жанровые исполнители были, есть и будут для основной массы слушателей оставаться в тени. Это Анатолий Мезенцев, Юрий Куплетный, Валерий фон Эргардт, Валентин Куба, Александр Волокитин и др.
Просматривая каталоги альбомов исполнителей на сайтах, посвященных «русскому шансону», даже самый опытный и владеющий темой коллекционер, собиратель, слушатель откроет для себя много неожиданного, нового и ранее неизвестного. Проблема лишь в том, что неожиданности эти неприятные, новинки однотипные, шаблонные, а неизвестность тех или иных альбомов связана скорее не с редкостью материала, а с тем, что к жанру он не имеет никакого отношения, потому он не может, и не должен быть известен почитателям блатной песни. В начале статьи мы отметили, что умение правильно идентифицировать направления жанровой песни и смежные ей жанры (которые зачастую отождествляются) даёт возможность избежать различного рода заблуждений, искажений в понимании жанра как самостоятельного музыкального направления. Возможно, кто-то слушает музыку, не задумываясь о том, к какому жанру она принадлежит, дескать, делит музыку по критерию «нравится – не нравится». Поэтому, подробно расписав исторический критерий классификации жанра, можно было бы с чистой совестью завершить данную статью. Однако не угасающие и порою болезненные дискуссии на эту тему говорят о том, что многим любителям жанра данные вопросы далеко не безразличны. Поэтому ещё раз вернёмся к началу статьи, где мы отметили следующее: «классификация должна производиться на основе нескольких критериев, каждый из них по-своему раскрывает сущность жанровых направлений, в результате возникает возможность получить наиболее полное и объективное представление как о жанре в целом, так и об отдельных его направлениях». Итак, продолжим…
Второй критерий – тематический, согласно которому основным отличительным признаком для классификации жанра является тематика песен. В отличие от исторического критерия, где у каждого периода существуют более-менее чёткие границы и характерные особенности, здесь открыто широкое поле для фантазии. Мы предлагаем следующую классификацию (каждый из вас может изменить или дополнить её по своему усмотрения, или же предложить свою, принципиально новую):
1. Остросоциальные (лирический герой (гражданин) <-конфликт (взаимосвязь)-> общество, власть, государственный строй, социальная несправедливость).
2. Социально-бытовые (лирический герой («маленький» человек: муж, работяга, сельский парень, пьяница, барыга, нищий, наркоман) <-конфликт (взаимосвязь)-> семья, друзья, знакомые, магазин, милиция, публичный дом, вокзал, работа, ресторан, застолье).
3. Каторжанские, лагерные, тюремные (лирический герой (каторжанин, ЗК) <-конфликт (взаимосвязь)-> Система).
4. Блатные, уличные, дворовые (лирический герой (шпана, карманный вор, жулик, хулиган) <-конфликт (взаимосвязь)-> милиция, граждане).
5. Городской романс, жестокий романс (лирический герой (городской повеса, хулиган, романтик, влюблённый, поэт) <-конфликт (взаимосвязь)-> любовь, чувства, измена, предательство, обман).
6. Криминальные, бандитские (лирический герой (бандит, уголовник, беспредельщик, рецидивист, «новый русский») <-конфликт (взаимосвязь)-> закон, общество, совесть, понятия.
7. Песни Гражданской войны (лирический герой (белый офицер, атаман, казачий повстанец, партизан, анархист) <-конфликт (взаимосвязь)-> красные-белые, интеллигенция - повстанцы, государственный переворот, общественный строй).
8. Эмиргантско-ностальгические песни (лирический герой (эмигрант, гастарбайтер, изгнанник Родины) <-конфликт (взаимосвязь)-> Родина, страна проживания, тоска по Родине, ностальгия, непринятие чужой культуры, способа жизни, понятий).
9. Песни «за Одессу» (лирический герой - коренной одессит, хулиган, жулик, спекулянт, обобщающие персонажи одесского фольклора (Тетя Беся, Тётя Двойра, Рабинович и прочие), песням присущ одесский юмор, преимущественно весёлый ритм с элементами клезмера).
10. Скрабезные песни (лирический герой (командировочный, неверный муж, любовник, любовница, проститутка) <-конфликт (взаимосвязь) -> общество, среда обитания, секс, публичный дом, вокзал постель, пьянка, милиция).
11. Стилизации и адаптации.
Как уже отмечалось, очень часто жанровая песня отождествляется со смежными ей жанрами – ретро, романс, авторские и военные песни, фолк и др. Поэтому следует чётко понимать, где мы имеем дело со стилизацией или адаптацией, а где к примеру романс или фолк в чистом виде.
Третий критерий – технический, позволяет классифицировать жанр в зависимости от устройств записи и воспроизведения звука.
1. Грампластинки
2. Музыка на рёбрах
3. Магнитиздат, радиохулиганы
4. Кассетный шансон
5. Цифровой шансон
Характерной чертой данного критерия является то, что основные этапы развития звукозаписи тесно ассоциируются с этапами развития жанровой песни, следовательно, точкой отсчёта для классификации жанра является конец XIX – начало ХХ века, когда были произведены первые записи песен.
Таким образом, мы провели классификацию жанровой песни по трём критериям – историческому, тематическому и техническому. Критерии и подходы могут быть у каждого свои, как говорил Цицерон «Более поздние мысли обычно бывают и более разумными». Мы не претендуем на истину, но надеемся, что практическое применение этой статьи поможет любителям блатных песен разобраться в том, что они слушают.
---------Сноски:
* Левин Л. И. Блатная песня // Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. - М.: "Олма-Пресс", 2004. С.79-81
** История, связанная с "Экспериментальной фабрикой грампластинок", довольно противоречиво освещается в разных источниках, а именно - в статье Рувима Рублёва "Пластинки-заики", в эссе Роберта Гордеева "Толстые пластинки" и других.


Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.
Менандр.
 
KENTДата: Воскресенье, 15.01.2012, 00:33 | Сообщение # 2
Сообщений: 7106
Репутация: 1664
Статус: Offline
Витязь, Консул Ребята благодарю за статью!Сейчас буду штудировать! pivo

Нельзя вернуться в прошлое и изменить свой старт, но можно стартовать сейчас и изменить свой финиш.
 
Marinm@xДата: Воскресенье, 15.01.2012, 02:01 | Сообщение # 3
Сообщений: 149
Репутация: 228
Статус: Offline
Отличная статья!!! Согласен практически со всем!
Хотя... В пункте по 1980-м можно было бы упомянуть Александра Новикова с его "Извозчиком". Альбом всё-таки не менее культовый, чем Токаревские. Но это так... Мой мнение. Просто это, наверно, мой любимейший альбом вообще. С него и началось моё увлечение.

Спасибо за статью!




Собираю записи А.Розенбаума
 
ВитязьДата: Воскресенье, 15.01.2012, 02:14 | Сообщение # 4
Сообщений: 1678
Репутация: 4518
Статус: Offline
Альбом действительно культовый, единственно - в том пункте речь идёт об эмигрантских альбомах. А вот в контексте магнитиздата - сейчас его упомяну, хотя как ни старайся, всех не перечислишь, но Новикова - надо обязательно. pivo

Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.
Менандр.
 
Lerych1964Дата: Воскресенье, 15.01.2012, 08:20 | Сообщение # 5
Сообщений: 152
Репутация: 150
Статус: Offline
там в90 был и ВЛАДИСЛАВ ФОМИН тоесть слава медяник

/То что выложено в сеть - автоматически становится общим./
 
КонсулДата: Воскресенье, 15.01.2012, 12:10 | Сообщение # 6
Сообщений: 2482
Репутация: 5945
Статус: Offline
Quote (Витязь)
там в90 был и ВЛАДИСЛАВ ФОМИН

Несомненно, был.


Карфаген должен быть разрушен!
Сципион Африканский.

* * *

Квинтилий Вар, верни легионы!
Цезарь Август, после разгрома Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу германцами.

***
И ты, Брут...
Гай Юлий Цезарь.
 
kocДата: Пятница, 20.01.2012, 16:00 | Сообщение # 7
Сообщений: 150
Репутация: 115
Статус: Offline
может я не со всем в тему.. но когда то я для бандитки еще писал такую вот статейку.. оригинала не сохранилось, привожу черновик...

80-е я, конечно, помню плохо, но это были затухающие мелодии одесситов, Северного, и хриплого голоса Высоцкого... Появился гоп-стоп Розенбаума, и наплыв эмиграционной продукции в виде перепевок советских хитов и классических произведений в исполнении Успенской, Могилевского, Шуфутинского, Гулько... это было что то....Пластинки Токарева разлетались в секунду, с бабин звучал голос Звездинского и Розенбаума, кассеты Новикова с Извозчиком стали так же популярны как Пугачева с «Миллион алых роз»...
Народу не хватало свободы, и они получали свободу слушая эти записанные в полуподвальных студиях (что не сказать о эмигрантах), и переписанные сто раз кассеты и бобины...
Лидерами конечно были Шуфутинский, Розенбаум, Новиков, Полотно, Асмолов...остальных даже иногда не знали по именам и фамилиям..кто поет - а ...блатняк...и все этого было достаточно.... многие писали не просто блатняк - а именно стеб на советскую мораль и правительство, это были своего рода карикатуры на жизнь обывателей советских коммуналок и глубинок... Эмигранты же наоборот пели о том как им стремно за бугром и как тянет на родину, Токарев даже цикл жалостливых песен написал об этом, но свое имя в жанре он оставил конечно же бабиной «В шумном балагане»...(2-х дорожечная бабина, заслушанная мною до дыр) где были в основном блатные песни.

В 90- года жанр русского шансона вышел из так называемого подполья, стали появляться все больше и больше в продаже блатные сборки (сделанные самопально) и первые альбомы жанровых песен - записанные на проф. студиях и выпущенные официально такими лейблами как Мастер Саунд и Союз. Стали появляться ротации на радио. Сначала это была программа Пальцы Веером, на Нашем Радио, вел передачу питерский автор-исполнитель Вальдемар Ибн Кобозя, своими шутками и прибаутками он так изящно заводил народ что передача была очень популярна, в Питере Александр Фрумин тоже начинает эфир передачи Ночное Такси которая шла аж в 3 ночи по московскому времени, передача переросла потом в целую радиостанцию...
Кто то говорит что слоган - Русский Шансон придумал Иван Московский, а может Саша Фрумин, или Севостьянов с Исакиным, для того что бы легализировать блатную музыку... сейчас уже не разберешься кто назвал так жанровую песню... а это таки разве важно? да нет уважаемые, совсем не важно... главное какие в те годы были взлеты, ну и падения некоторых конечно явно сейчас можно проследить...
Александр Балев, Андрей Школин, Слава Бобков, Михаил Круг, Александр Новиков, Александр Вайнер, Михаил Шелег, Владимир Черняков, Гарик Кричевский, Игорь Тимаков, Александр Тверской, Виктор Рябов, Андрей Никольский, Леонид Азбель, Сергей Наговицин, Гоша Арбатский, Валера Коротин, Андрей Мартынов, Матецкий Владимир, Сергей Коржуков, Иван Кучин... и многие многие....другие
у некоторых это были единичные альбомы, у других - выходили еще альбомы, но были слабее, а некоторые стали мега-звездами, а многие и ушли уже из жизни.... Но я считаю что это был самый сильный расцвет жанра, и так же быстро он потух, что тут сказалось? хм... думаю времена братков и рэкета, криминала и перестроичного времени внесли свой неповторимый дух в темы этих песен... и с угасанием бандитского времени угасли и темы песен...

2000-е года.....
Альбомы выходили уже в большом изобилии, слишком много материала - слишком много проходного, теперь стали все петь о зонах, тюрьмах, мусорах, малинах, налетах и каторжанской злой доле... Перестали петь о перестройках, братках в малиновых прикидах .....
Настало новое время... время - петь о блядях, ворах, ментах, наркоте и тд. стали модны употребления матерных словечек в песнях, что раньше бы вырезалось бы цензурой. Началась повальная шансон мания, блатные песни стали так популярны, что это стал самый ходовой товар...кассеты сметались - слушать в машинах, диски - для домашней коллекции, стали появляться уже сборные концерты исполнителей, появилось официальное радио «Шансон» вещающее в отличии от «Питерского» на всю страну а потом и на весь мир.
Появились новые имена - которые сразу стали любимцами слушателей - Гера Грач, Жека, Грубов Сергей, Любавин Сергей, Колыма, Ким Сергей,.... жанр стал очень качественный, и по звуку и по вокалу и по текстам, жанр стал превращаться в обычный продукт шоу-бизнеса....
Появляться стали однотипные проэкты - Бутырка, Пятилетка, Дальний Свет, Алмазов, Воровайки, Климнюк, Беломорканал, Мафик.... вмиг ставшие популярными... благодаря денц-денц и коротким запоминающим текстам....
Здесь я сделаю паузу....и перекинусь немножко вперед....популярность жанра сделала свое необратимое дело - жанр опопсел, музыка приобрела танцевальные мотивы, стал добавляться реп, так как песни стали звучать из радио и телевизоров - то темы о зонах, и блатных страданиях прекратились, ими заменили лирика и любовь...стали появляться дуэты, и в таком большом количестве - что это превратилось в моду - каждый обязан спеть дуэт, да не один ...да еще и трио, а потом и до квартета очередь дошла..... шансон стал напоминать свальную яму . Теперь все кто не попадя залезли в жанр.....включаю радио - о-ба на - Антонов, Буланова, Саруханов, Моргулис.... да да....бывшие звезды советской эстрады стали тусоваться в компании шансона....и те их привечают - да...вы же были героями - давайте к нам.....
Каролина - бывшая блядь Союза (она хвалилась, что спит за бабки в экспресс газете в 90-х годах) и певшая в низкопотребных клубах стала Тишинской, Захаров - экс Рок Острова - начал петь Котуйскую историю...... фабрика по штамповке звезд шансона начала работать - Огонек, Бандера, Маршал, Рада Рай - из дерьма конфетки делать - это Клименков так умеет только... Трофим ушел в джаз и блюз и вообще уехал в нижегородскую глубинку строить храм... Шуфутинский не сходит с поп-сцены и грамогласно заявляет - я пою шансон!!! Появились толпы выходцев граждан с Рублевки - Голицина(экс-попсовая певичка Яковлева), Шепилова, Стельмах...и др. женщины повалили валом в жанр...все оказываются, живут шансоном..на первом местах всех чартов - новый бог Михайлов...Стасик( стасик - это же таракан, букашечка...эх вы...люди добрые), и его конкурент - бывший аранжировщик студии Клименкова - Бандера... который в отличии от Стасика не написал ни одной песни из исполненных.
Куда это приведет - только в могилу....шансон умер но его не похоронили еще...вот он стал вонять....и чем дальше тем больше...

К.Жиляков 2006 год.


Сообщение отредактировал koc - Пятница, 20.01.2012, 16:05
 
KENTДата: Вторник, 24.01.2012, 23:25 | Сообщение # 8
Сообщений: 7106
Репутация: 1664
Статус: Offline
koc, Спасибо за статью.Но как мне кажется в 2006 году ещё были достойные альбомы,поменьше но были,а вот теперь в 2011/12 году можно смело утверждать что русский шансон умер и завонялся... grin ...

Нельзя вернуться в прошлое и изменить свой старт, но можно стартовать сейчас и изменить свой финиш.
 
Сергей0069Дата: Среда, 25.01.2012, 00:10 | Сообщение # 9
Сообщений: 12
Репутация: 16
Статус: Offline
Позвольте и мне высказаться...В 90 - е началось разочарование в жанре,померкли почти все...после Высоцкого,Северного и др.(Одесситы,Магаданцы,Воркутинцы...) в 80 - е Розенбаум(2 - 3 концерта) Новиков(знаменитый Извозчик) и ещё пара - тройка исполнителей...которые цепляли от души.В начале 2000 - х сотни любителей записать альбом,но 99% попсовые аранжировки и тексты - полная лажа.Сейчас(2009-2012) стали появляться интересные исполнители,но если из альбома 2-3 песни можно послушать с удовольствием то альбом считается удачным,не то что раньше ,когда все песни из альбома - попадание в самый центр! По этому записи 60-70-80-х так ценятся...или старею уже...Свои доводы ни кому не навязываю - суб;ективно... red С уважением.
 
KENTДата: Среда, 25.01.2012, 00:19 | Сообщение # 10
Сообщений: 7106
Репутация: 1664
Статус: Offline
Quote (Сергей0069)
В 90 - е началось разочарование в жанр

А для меня записи 90х самый шик.... pivo Столько исполнителей интересных появилось,многие и исчезли сразу.Но я по сегодняший день нахожу для себя что нибудь новое и интересное из 90х.Сколько интересных альбомов по коллекциям пропадает... pivo


Нельзя вернуться в прошлое и изменить свой старт, но можно стартовать сейчас и изменить свой финиш.
 
Сергей0069Дата: Среда, 25.01.2012, 00:34 | Сообщение # 11
Сообщений: 12
Репутация: 16
Статус: Offline
Ну о вкусах не спорят...может от возраста зависит или ещё от чего...но с уважением отношусь к людям искренне любящим музыку...Спасибо за диалог pivo
 
КонсулДата: Среда, 25.01.2012, 00:36 | Сообщение # 12
Сообщений: 2482
Репутация: 5945
Статус: Offline
Чем характерны 90-е. Тем, что именно тогда появилось Радио-Шансон, и жанр начал выходить на официальную сцену. Действительно, появилось много неизвестных ранее исполнителей, были среди них и действительно интересные. Однако, уже начиная с начала 2000-х появился поп-шансон... sad

Карфаген должен быть разрушен!
Сципион Африканский.

* * *

Квинтилий Вар, верни легионы!
Цезарь Август, после разгрома Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу германцами.

***
И ты, Брут...
Гай Юлий Цезарь.
 
ВитязьДата: Среда, 25.01.2012, 00:42 | Сообщение # 13
Сообщений: 1678
Репутация: 4518
Статус: Offline
На мой взгляд, самый яркий расцвет жанровой песни - это 70-80-е годы: это и легенды подпольной песни, и эмигранты... Эти песни не стареют и не теряют своей актуальности, одним словом - классика, а 90-е - это другой уровень...

Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.
Менандр.
 
КонсулДата: Среда, 25.01.2012, 00:57 | Сообщение # 14
Сообщений: 2482
Репутация: 5945
Статус: Offline
Да, 70-е, начало 80-х был рассвет. И, надо признать откровенно, то, что шло в 90-х, на том же Радио-Шансон было во многом вторично, по отношению к тому времени.

Карфаген должен быть разрушен!
Сципион Африканский.

* * *

Квинтилий Вар, верни легионы!
Цезарь Август, после разгрома Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу германцами.

***
И ты, Брут...
Гай Юлий Цезарь.
 
dima676676Дата: Суббота, 25.02.2012, 11:31 | Сообщение # 15
Сообщений: 17
Репутация: 0
Статус: Offline
Витязь Консул Отличная статья Особенно порадовало про процесс подмены понятий smile Как не вспомнить В.В. и его жертву телевиденья grin pivo pivo

"Бабки" вместо берез шелестят над страной
И поют "петухи" про тюрьму....(А.Розенбаум)
 
Форум » Русский шансон » О жанре русский шансон » Классификация направлений жанровой песни (Классификация направлений жанровой песни)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:
Сейчас: 29.03.2024, 08:21
Статистика Форума
Сегодняшние посетители Новые пользователи
  • GeraldErato
  • tratrinaick
  • PeterClief
  • Lexander
  • ktaletrcvd
  • staletmlzf
  • gza
  • italetjoad
  • italetgrwg
  • vtaletkykf
  • Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите админу в личку или на почту fdimi@mail.ru

    Форум Синдикат шансон - Музыка для души


    Официальный Сайт Вадима Рябова Официальный сайт КОСТЕТА